недоношенность
Научная публикация
«Особенности отношения к ребёнку в неонатальном периоде
у матерей, родивших доношенных и недоношенных детей»
Материалы научно - практической конференции
«От интеграции знаний – к практике». ПГУ, 2009. – с 168 - 172.
· Недоношенный (от греческого - новый и латинского natalis — относящийся к рождению) — первые 4 недели жизни ребёнка после его рождения.
Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно, хотя детско-родительские отношения всегда представляли собой актуальную проблему для психологии развития (А.Я. Варга, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер и др.).
Учёными традиционно много внимания уделяется биологическим основам, а также условиям и факторам индивидуального развития материнства. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством. Среди отечественных исследователей можно назвать исследования В.В. Абрамченко, Г.Г. Филипповой и др.
В рамках культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского материнство можно рассматривать и как психосоциальный феномен. При этом оно характеризуется двумя сторонами: материнство как обеспечение условий для развития ребёнка и материнство как часть личностной сферы женщины. Анализ первой стороны требует рассмотрения вопросов отношения матери к ребёнку. Оно складывается и проявляется уже с первых дней жизни ребёнка. Следовательно, особенности отношения матери к ребёнку в неонатальном периоде должны заслуживать более пристального внимания исследователей.
Для оценки материнского отношения применяются различные критерии. Например, наиболее важный фактор – время обращения к врачу по учёту беременности и наблюдение в женской консультации. По данным исследований. Наиболее частый отказ от ребёнка наблюдается у женщин именно с поздним обнаружением беременности (после 20 - 30 недель) и постановкой на учёт или вообще отсутствием посещений врача. Эта характерная особенность наиболее часто встречается у матерей в возрасте 18 – 25 лет, родивших недоношенных детей.
Вторая сторона материнства как психосоциального феномена – личностные особенности женщин. Необходимо отметить, что личностные особенности женщин и их социально-демографические характеристики играют, безусловно, определяющую роль в отношениях матери и ребёнка. Низкий социальный уровень и индивидуальные особенности большинства матерей, родивших недоношенных детей, не способствуют развитию гармоничных отношений с ребёнком.
Основными факторами, создающими мотивацию к адекватному, позитивному материнству, традиционно признаются: желание вообще быть матерью ( то есть желанность беременности, её запланированность), а также возможность находиться во взаимодействиии с ребёнком, быть с ним в телесном контакте, получая от малыша «сигналы», способствующие удовлетворению его базовых потребностей. Дети, родившиеся раньше срока, не могут в полной мере дать матери такие знаки, и это, как показано в исследованиях Г.Г. Филипповой, Г.Н. Мухамадрахимова, не способствует гармонизации детско – родительских отношений и провоцирует формирование неадекватного материнства.
В ходе настоящего исследования была поставлена цель изучения особенностей представлений матерей о ребёнке, детско – родительских отношений (ДРО) и поведенческих характеристик матерей детей, находящихся в неонатальном периоде. В основу исследования легло предположение о том, что отношение матери к ребёнку в неонатальном периоде зависит от срока гестации: Матери, родившие доношенных (РДД), в отличие от матерей, родивших недоношенных детей (РНД) имеют более позитивные представления о ребёнке и демонстрируют более благоприятное к нему отношение.
Исследование проводилось в 2006-2008 годах на базе отделения патологии новорожденных МУ «Детская городская больница» г. Березники. Из общего числа опрошенных первородящих матерей, чьи дети проходили лечение в указанный период, было сформировано две группы испытуемых, по 50 чел. в каждой – матери РДД и РНД.
В качестве основных составляющих конструкта «отношение матери к ребёнку» были проанализированы следующие показатели:
· Поведенческие характеристики матери (использовано стандартизованное наблюдение за поведением матерей, в котором оценивались 42 поведенческие особенности, объединённые в блоки):
- Ситуация вскармливания новорожденного
- Пеленание и переодевание ребёнка
- Поведение матери во время сна ребёнка
- Поведение матери во время бодрствования ребёнка
- Вредные привычки матери
- Общение с ребёнком
- Забота и уход за новорожденным
· Особенности ДРО. Использованы анкета, методика РARI, с помощью которой оценивались такие важные характеристики ДРО, как оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком, излишняя концентрация на ребёнке.
· Представления матери о ребёнке изучались с помощью «семантического дифференциала» В.И. Серкина, на основе которого оценивались ряд характеристик ребёнка глазами матери: «обаятельность – непривлекательность», «зависимость – независимость», «деятельность – пассивность», «раздражительность – невозмутимость» и др.
Интерес представляет анализ социально – демографических характеристик матерей с явно различными показателями в группах испытуемых. Матери РДД представляются более благополучными: имеют более высокое образование, большинство замужем, обеспечены работой, и, соответственно, стабильным доходом.
Настораживали ответы матерей РНД относительно вопроса о соответствии пола ребёнка их ожиданиям. Признали подтверждение ожиданий только 7 испытуемых, из 50. Следует отметить, что женщины, родившие ребёнка несоответствующего пола, в их ожиданиях часто испытывали разочарование, на наш взгляд, может отражаться на отношении к малышу.
Обнаружено, что испытуемые обеих групп проявляют различное отношение к детям. Матери РДД демонстрировали более благоприятное отношение к ребёнку. В отличие от матерей РНД они имели более позитивные представления о ребёнке. Матери, родившие в срок, представляют своих детей сильными, упрямыми, независимыми, деятельными, решительными, уверенными (р < 0,001), общительными, самостоятельными (р < 0,01) , энергичными, суетливыми (р < 0,05). Матери РНД чаще характеризуют их слабыми, уступчивыми, зависимыми, пассивными, нерешительными, неуверенными (р < 0,001), нелюдимыми, несамостоятельными (р < 0,01), вялыми, спокойными (р < 0,05). Важно отметить, что при проведении исследования матери доношенных детей спокойно относились к проведению опроса. Матери, родившие детей раньше срока, чаще оказывались в затруднении при ответах или демонстрировали защитное поведение («Как можно описать, ведь ребёнок такой маленький», «Я не знаю о чём писать» и т.д.).
Анализ отношения матерей к различным сторонам семейной жизни также обнаружил статистически значимые различия в группах испытуемых по следующим шкалам: «вербализация», «ощущение самопожертвования», «партнёрские отношения», а также высоко значимые статистические различия по шкалам «семейные конфликты», «раздражительность» (р < 0,01). По показателям «развитие активности ребёнка», «уравненные отношения», «излишняя строгость», «чрезмерная забота», «подавление воли», «опасение обидеть», «исключение несемейных влияний», «подавление агрессивности» статистически значимых различий между группами матерей не обнаружено.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что матери РДД имеют более представления о ребёнке и демонстрируют большее благорасположение к нему. Можно утверждать, что матери РДД больше настроены на эмоциональное взаимодействие с ребёнком, подавляя нежелательные вливания извне и внутри собственной психики, настраиваясь на одну волну с малышом.
Матери РНД, скорее, пытаются сосредоточиться на собственных ощущениях и переживаниях, непонятном ещё для них чувстве материнства, отсутствии взаимодействия с ребёнком, низком уровне эмоционального контакта. И мать и ребёнок живут как бы в разных мирах: мать сосредоточена на себе, ребёнок сам по себе, дозревает в эмоциональной отстранённости от матери. Эти предпосылки создают обширную базу для оказания психотерапевтической помощи матерям РНД именно в ранний период жизни ребёнка, когда мать ещё способна на адекватные проявления материнства.
Проведённое исследование показало высокую значимость проблемы. Дальнейшие исследования могут быть продолжены в плане изучения специфики материнских отношений и их динамики в разных возрастах детей, определении зависимости материнских позиций от различных социально-психологических факторов и других аспектов.
Литература
1.Абрамченко В.В., Психосоматическое акушерство/В.В. Абрамченко. – СПб.: СоТИС, 2001. – 311 с.
2.Выготский Л.С. Проблемы культурного развития ребёнка/Л.С.Выготский// Вестн. МГУ. Сер.14. Психология, 1991. - №4. – С. 5 – 19.
3.Филиппова Г.Г. Психология материнства/Г.Г.Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.
Татьяна Зайцева