Другой выход
Девчушке всего 3 года, она с мамой и братом в детском саду. И вот она побежала к выходу, через который они когда-то уже выходили, но сейчас предполагалось, что семья будет выходить там, куда решила идти мама.
Девочка с радостью выбежала по своему пути, вышла из калитки и стала дожидаться маму и братика. Прошло время, но никто из них не появился. В тревоге девочка поняла, что ей придётся одной идти домой.
Придя домой, увидев злое лицо мамы, стало понятно, что сейчас будут серьёзные разборки. Девчушка получила физические наказания, начала плакать. Рыдания продолжались в одиночестве долгое время в ожидании мамы, но она так и не пришла. Более того, она перестала разговаривать с дочерью. У ребёнка возникло чувство вины (которое спровоцировано взрослым!). Девочка решила, что теперь мама её любить не будет, пришлось извиняться...
А всего-то, ребёнок показал самостоятельное поведение, в 3 года так свойственное формированию личности. Мы можем порадоваться за девочку, за её активность, предприимчивость и инициативность. Она нашла выход из ситуации, сама нашла дорогу до дома. Но тревожный родитель действовал из собственной недозрелой позиции, проявив к своему ребёнку непонимание. Как будто в матери проявилось поведение ребёнка в период кризиса трёх лет.
Обратимся к источникам.
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протест-бунта, обесценивания, стремления к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трёхлетнего ребёнка». Л.С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.
- Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
- Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
- Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
- Своеволие — стремление ребёнка всё делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.
- Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.
- Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается всё то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
- Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать всё, что он требует.
Давайте вернёмся к нашей героине – моей клиентке, у которой сформировалось чувство вины по отношению ко взрослому и прочие негативные установки:
- Пресекание самостоятельности
- Меня можно психологически давить
- Страх наказания за самостоятельность
- Я без вины виноватая
- Меня можно физически наказать за самостоятельность
- Чувство неуверенности
- Меня можно игнорировать
И с таким багажом переживаний девочка вступает во взрослую жизнь, тащит с собой груз непрожитых переживаний. Естественно, нам необходимо негативные уроки поменять на позитивные. В процессе проработки травмы клиентка с лёгкостью справилась с заданием, сформировала собственные позитивные утверждения, избавившись от 25-летнего чувства вины перед матерью.
Ваш психолог – психотерапевт Татьяна Зайцева