КАК и ЧЕМ загружать ребёнка?
Разговор с молодой мамочкой привёл нас к диалогу о вопросе, насколько необходимо загружать ребёнка 3 лет. Мама обеспокоена развитием дочери и раздумывает в какие же студии, кружки, секции уже можно водить ребёнка.
Взрослые, стараясь быть хорошими и заботливыми родителями, желая сделать доброе дело, не догадываются, насколько могут навредить малышу. По сути папа и мама поступают таким образом отчасти от того, что они сами были травмированы в детском возрасте какими-то ситуациями, в которых чувствовали себя некомфортно в сравнении с более развитыми сверстниками.
Вот здесь нужно сказать себе "Стоп", поскольку большинство родителей в это время неосознаваемо решают свои личные проблемы, только за счёт ребёнка. И получается, что главная задача родителей - подойти разумно к решению вопроса с ранним обучением ребёнка, исходя из классических постулатов, уже давно созданных.
Например, в работах советского психолога Л.С. Выготского рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психологических функций ребёнка. Так, он сформулировал важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психологических функций.
Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда. Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.
Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности со взрослым.
Таким образом, в разговоре с молодой мамочкой, мы пришли к выводу, что у девочки кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
Следовательно, важным в развитии ребёнка в возрасте 3 лет является игровая деятельность, в результате которой он научается строить коммуникацию, взаимоотношения с детьми и взрослыми. В результате обсуждений и научно-обоснованных выводов молодая мамочка уже приняла решение, куда будет ходить её любимая доченька.
Ваш психолог - психотерапевт Татьяна Зайцева