Юлия Демиденко — искусствовед, заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга, автор ряда статей по вопросам костюма и моды, в — годах — автор и ведущая программы «Мода на все» на 5-м канале СПбТВ, куратор выставки «Память тела» в соавторстве с Е. Отец мой был парикмахером и в старинные годы славился.
Век парикмахеров: "крылья голубя" и La Belle Poule
Причёски в викторианскую эпоху , как и викторианская мода в целом, изменялись в течение десятилетий. Если говорить о женских причёсках , то в моде на протяжении всей викторианской эпохи е — е годы были исключительно длинные волосы и сложные причёски, дополнявшиеся украшениями и головными уборами. Восприятие волос, особенно женских, в викторианскую эпоху было связано с разного рода суевериями , имеющими корни еще в эпохе Средневековья. Распущенные длинные волосы были символом женской сексуальности, которая жестко подавлялась викторианской моралью ; в обществе женщина не могла появиться в таком виде, изображение женщины не вполне одетой, с волосами, не уложенными в прическу и хотя бы частично распущенными, считалось непристойным.
Для закрепления прически в античности использовались коровий навоз, глина, воск или масло. Для придания блеска волосам в античности использовали козий жир, березовую золу и оливковое масло. Для осветления волос использовали мочу быков и лимонный сок. Отзовитесь, кто знает почему использовали навоз? Он же, как бы сказать Гуляя по залам музеев в Риме с античными скульптурами и бюстами императриц, женщин правящих династий, я всегда удивлялась мастерству античных парикмахеров.
Хочу рассказать о довольно неприятных подробностях, сопутствующих созданию и ношению причесок эпохи рококо. Известно, что знаменитые парикмахеры 18 века уравнивались с художниками. Они никогда дважды не повторяли свои творения и за год создавали несколько сот новых композиций и комбинаций. Несколько куаферов во главе со знаменитым Леонаром Боляром, сооружая на голове французской королевы Марии-Антуанетты знаменитую впоследствии прическу «а-ля фрегат «Бель Пуль» высотой 70 см, трудились, стоя на лестницах, около 10 часов! Прически могли изображать эпизоды охоты, натюрморты, пейзажи, ветряные мельницы, крепости, мосты, парусные корабли, сады, корзинки с фруктами, рога изобилия, сцены из модных пьес, казни и даже моменты интимной близости. Торжественный спуск на воду королевского фрегата «Адмирал» привел к появлению прически «адмиральская» с корабликом под парусами на макушке.